1речка.ру. Информационно-справочный ресурс для жителей Первореченского района города Владивостока |
|
НовостиСправочникЮридическая консультацияИнтернет-приемная Юрия Корсакова |
Какая ответственность может наступить за нарушение закона в сфере воинского учёта и призыва на военную службу?Действующее законодательство предусматривает два вида ответственности за подобные нарушения закона. Это административная ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учёту и уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. Статья 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту. Под действие этой статьи подпадают следующие деяния: неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования. Наказание, предусмотренное данной статьёй - это предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от одной второй до пяти минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», для исчисления штрафов применяется минимальный размер оплаты труда, равный 100 рублям. Таким образом, максимальное наказание по данной статье - это штраф 500 рублей. Достаточно часто под видом получения штрафов сотрудники военкоматов занимаются обыкновенным вымогательством. Так как аппетиты сотрудников военкоматов могут оказаться гораздо больше, чем 500 рублей, они могут попытаться завысить эту сумму. От сотрудников военкоматов призывники могут услышать различные сказки о том, что штрафы должны суммироваться за каждый призыв, в течение которого призывник не являлся по повесткам, о том, что минимальный размер оплаты труда - это не 100 рублей, а гораздо больше, и т. п. Размеры этих так называемых «штрафов» могут ограничиваться только фантазией сотрудников военкоматов. Все подобные доводы не имеют никакого законного основания. Призывнику так же следует помнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для административных правонарушений установлен срок давности два месяца. То есть, на гражданина может быть наложен штраф только за неявку по тем повесткам, которые он получал в последние два месяца, а не по тем, которые он получал в течение всей жизни. Статья 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. В соответствии с ч. 1 этой статьи, Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с ч. 2 той же статьи, уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. В соответствии с ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ и п. 2 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», уголовное дело об уклонении от прохождения военной или альтернативной гражданской службы может возбудить только прокуратура по месту жительства гражданина. Распространённое среди некоторых призывников мнение о том, что уголовные дела об уклонении от прохождения военной службы возбуждает военная прокуратура, является ошибочным. Возникает естественный вопрос: где пролегает грань между административным правонарушением - неявкой по повестке военного комиссариата и уголовным преступлением - уклонением от прохождения военной и альтернативной гражданской службы? С точки зрения закона возможность привлечения гражданина к административной или уголовной ответственности зависит от тех причин, по которым гражданин был вызван в военный комиссариат. В соответствии с п. 4 ст. 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть, к административной ответственности гражданин может быть привлечён за неявку по любой повестке вообще. К уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы гражданин может быть привлечён в том случае, если он не явится по повестке именно на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», таковыми мероприятиями являются: медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии и отправка к месту прохождения военной службы. Из п. 2 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следует, что прокурор может возбудить уголовное дело об уклонении от прохождения военной службы в том случае, если призывная комиссия или военный комиссар направит в прокуратуру соответствующие материалы. Следует оговорить, что на практике военные комиссары в случае неявки граждан на мероприятия, связанные с призывом, далеко не всегда направляют в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела, а часто ограничиваются привлечением гражданина к административной ответственности за неявку по повестке. Происходит это в силу ряда практических соображений. У военного комиссара существует план призыва. Но возбуждение уголовного дела в отношении призывника выполнению плана призыва ни коим образом способствовать не будет. В соответствии с пп. «в» п. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, не подлежат призыву. Таким образом, возбуждение уголовного дела в отношении призывника делает его призыв на военную службу невозможным. Если этот призывник в результате будет осуждён и привлечён к уголовной ответственности за уклонение от прохождения военной службы, его призыв так же будет невозможен, так как в соответствии с пп. «а» п. 3 той же статьи, граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы не подлежат призыву. После того, как осуждённый призывник отбудет срок своего наказания, его призыв так же будет невозможен, так как в соответствии с пп. «б» п. 3 той же статьи, граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, так же не подлежат призыву. Таким образом, подписывая заявление в прокуратуру о возбуждении в отношении призывника уголовного дела, военный комиссар должен навсегда отказаться от идеи отправить этого призывника на военную службу. Так как у военного комиссара стоит цель сделать из призывника солдата, а не заключённого, военные комиссары прибегают к возбуждению уголовных дел очень редко. Они ограничиваются привлечением призывник к административной ответственности за неявку по повестке, так как привлечение призывника к административной ответственности не создаёт никаких препятствий для дальнейшего призыва этого призывника на военную службу. Однако, следует оговорить, что военные комиссары не могут делать подобные подарки всем призывникам поголовно. Вполне очевидно, что если никто из уклонистов не будет привлекаться к уголовной ответственности, в следующий призыв по повесткам военного комиссариата может никто не явиться. Призывники, убедившись, что за уклонение от призыва им ничего страшного не грозит, просто перестанут обращать внимание на такое явление как повестки военного комиссариата. Тогда у военного комиссара возникнут очень серьёзные трудности с выполнением плана призыва. Поэтому, определённый процент уклонистов к уголовной ответственности всё же привлекается, для устрашения остальных. И если Вы попадёте в этот процент, то Вам не будет нисколько легче оттого, что другие призывники в этот процент не попали.
|
|
|