1речка.ру. Информационно-справочный ресурс для жителей Первореченского района города Владивостока |
|
НовостиСправочникЮридическая консультацияИнтернет-приемная Юрия Корсакова |
Исторический очерк о районеПервореченский район – единственный из пяти районов города, происхождение названия которого связано с географической особенностью города. Название относит нас к первым годам существования Владивостока, когда две заметные речки на южной оконечности полуострова Муравьева-Амурского получили свои имена – Первая и Вторая. В те времена Первая речка была настолько полноводной, что, как говорится в путеводителе за 1891 год: «в нее ежегодно заходит много красной рыбы – вкусной и удобной для засолки…». Разделение Владивостока на современные административные районы состоялось в середине 1936 года, когда появились три района: Ленинский, Ворошиловский (сейчас – Первомайский) и Фрунзенский. 4 августа 1937 года из Фрунзенского района был выделен Первореченский район с населением в 41 тыс. человек и площадью 34 кв. километра. Начало освоения долины Первой речки, откуда, собственно, и ведется история района, относится к 70-м годам XIX века: «В 3½ верстах от города на Первой речке находится поселок ссыльно-каторжных, не отбывших еще срока каторги. Назначение каторжных – исполнение казенных работ, преимущественно в строительной части Морского ведомства, очищение ретирадных мест и других нечистот в городе. Образован этот поселок в 1877 году, когда, за неимением тогда тюрьмы на левом берегу реки поселились 30 семей каторжан. Репутация их была не лестной, мужчины порой занимались грабежом, женщины делили время между своими домами и притонами. И хотя, в последствие, здесь обосновались семьи уральских казаков, занимавшихся извозом, название «Каторжанка» прочно закрепилось». Это, обидное для новых, законопослушных, переселенцев название просуществовало до начала ХХ века. Их усилиями Каторжная слободка значительно преобразилась: с 1900 года появились хорошие прочные дома. В ноябре 1902 года городская управа предложила думе переименовать «Каторжанку», при этом были предложены два варианта названия – «Первая Речка» и «Новый Город» или «Новинка». Высшая городская инстанция утвердила название: «Первая Речка». Наверное, с определенной долей условности, можно считать, что отсюда происходит и берет свое название Первореченский район. Дореволюционный пик развития Первой Речки пришелся на 1908-1914 годы. В 1908 году городской управой было продано и сдано в аренду разным лицам несколько сот земельных участков. Эти участки стали активно застраиваться, Первая Речка быстро превратилась в густонаселенный район, в котором также находилось много промышленных предприятий. К главнейшим из них относились: кирпичные, лесопильные, пивоваренные, свечные, мыловаренные, консервные, мукомольные, рисообдирочные и т.п. заводы. Самый первый небольшой завод – кирпичный – был устроен еще раньше каторжной слободки, в 1871 году, в устье Первой речки. Из его продукции возводились первые кирпичные казармы военного ведомства. И хотя кирпичного завода давно нет, на карте города осталось название: «Бухта кирпичного завода». В 1879 году в долине Первой речки была построена мельница Русского мукомольного товарищества, снабжавшая мукой все русское Тихоокеанское побережье. К началу ХХ века Мукомольное товарищество значительно расширило и модернизировало свое предприятие, появился поселок для рабочих, выросший в большую Рабочую слободку, где селились не только мельничные рабочие, но, также и мастеровые военного порта и казенного судоремонтного и судостроительного завода. «Постановление Владивостокской Городской Думы 19/XI-1907 № 13/8352 Городская Управа представляет на утверждение Городской Думы названия улиц в Рабочей слободке, а именно: улицы, идущие с севера на юг: с 1 по 10 включительно наименовать Рабочими. Переулки: Крайний и Короткий. С запада на восток: улицы – Камчатская, Тобольская, Центральный проспект, Селенгинская, Зейская, Аргунская, переулок – Горный, улицы: Ботаническая, Шилкинская. Постановлено: Утвердить названия улиц согласно проекта Городской Управы». Когда-то обособленная и малоэтажная, сейчас Рабочая слободка как бы растворилась в общей типовой многоэтажной застройке. До последнего времени память о ней сохранялась в названиях нескольких улиц, происхождение которых было известно небольшому числу краеведов, и трамвайной остановки: «Третья Рабочая». Сейчас, когда городская администрация с маниакальным упорством выкорчевывает трамвайные рельсы, остается надеяться, что этот «осколок» городской топонимики не исчезнет вместе с владивостокским трамваем.Еще одно промышленное предприятие, оказавшее влияние на развитие Владивостока, появилось возле устья Первой речки в конце XIX века, когда известный владивостокский предприниматель Иоганн (Иван Михайлович) Лангелитье приобрел у города участок земли и установил цистерну для керосина, построил пакгаузы, устроил мастерские по изготовлению жестяных банок-канистр, для розничной продажи керосина. Через некоторое время, после смерти Лангелитье в 1900 году, это предприятие перешло в руки всемирно известной фирмы «Братья Нобель». В советское время оно превратилось в большую нефтебазу с пирсами для танкеров. Невдалеке от керосиновых складов Лангелитье-Нобель располагался пивоваренный завод Рика, открытый в 1889 году. Летом этот завод пользовался повышенным вниманием горожан и служил местом отдыха, куда они приезжали «подышать свежим воздухом, покататься верхом» и, конечно, отведать… Пиво продавалось по 5-ти рублей за ведро, оно потреблялось не только во Владивостоке, но и вывозилось в другие места Приморской области. Говоря о предприятиях Первореченского района, нельзя не назвать железную дорогу, которая очень сильно изменила долину Первой речки. Закладка Уссурийской железной дороги от Владивостока до Хабаровска произошла в 1891 году. В 1893 году был построен разъезд «Первая Речка», к 1907 году он превратился в крупную сортировочную станцию, в 1911 году было построено паровозное депо. Таким образом, за двадцать лет сформировался железнодорожный узел со многими службами, появился железнодорожный поселок, где улицы назывались: Буферная, Паровозная, Рельсовая, Шпаловая, Колесная, Стрелочная и др. Стрелочная улица ныне носит имя Жигура – первореченского железнодорожника-большевика. В 1960-х годах рядом с локомотивным было построено вагоноремонтное депо. Именно благодаря железной дороге во Владивостоке появился первый, достаточно мощный водопровод. В июне 1903 года было окончено строительство Китайской Восточной железной дороги и открыта новая железнодорожная линия Москва - Тихоокеанское побережье, кратчайший путь из Европы в Азию. Конечная точка этого маршрута – железнодорожная станция Владивосток не имела сооружений, позволяющих заправлять водой локомотивы. Приходилось гонять паровозы на «Первую Речку», где находились каптажные колодцы. Такое положение сложилось из-за того, что станция, как, впрочем, и весь город, не имела крупного стабильного источника водоснабжения. Кроме заправки локомотивов, вода требовалась на обслуживание вокзала, электростанции, управления дороги, жилых домов железнодорожных служащих. Доставка воды из Первой речки цистернами не могла утолить «водный голод». 1 августа 1906 года Уссурийская железная дорога была передана в долгосрочную аренду Китайской Восточной железной дороге. Первоочередной задачей нообразованного Уссурийского отделения КВЖД стало решение проблемы водоснабжения. 1906-1907 годах был построен ведомственный водопровод от Первой речки до станции Владивосток, с диаметром труб - 5 дюймов, с максимальной суточной пропускной способностью - 65 куб. саженей воды (около 600 куб.м.). Для примера: введенный в строй в 1919 году локальный городской водопровод давал в сутки менее 12 куб. саженей (около 100 кубометров) воды. И хотя водопровод принадлежал железной дороге, он также нес основную нагрузку по водоснабжению города, вплоть до строительства Седанкинского гидроузла в 1930-х годах. Он поставлял воду многим городским предприятиям и учреждениям, в частности – городской больнице. Можно смело утверждать, что без этого водопровода электрификация города была бы проведена гораздо позже 1912 года, поскольку городская электростанция сразу была «завязана» именно на него. Еще одно значимое сооружение железной дороги – тоннель, напрямую соединивший мыс Чуркина (и порт) через Первую Речку с Транссибом. Его начали строить еще в 1914 году. Руководил работами инженер П.И. Джибелло-Соко. Именно тогда в Рабочей слободке был устроен «поселок» для строителей этого тоннеля. Последовавшие революции, гражданская война и интервенция прервали эту работу. Вернулись к ней лишь в 1933 году. Тоннель, оконченный в 1935 и получивший имя И.В. Сталина, сначала предназначался лишь для военных целей: быстрой переброске железнодорожной артиллерии с позиций на берегу Амурского залива на берег Уссурийского, а также в качестве надежного убежища этой артиллерии от авиации противника. Но через непродолжительное время местные власти добились снятия запрета на пропуск гражданских составов. В годы войны тоннель позволял быстро вывозить, приходящие в порт лендлизовские грузы. Сейчас тоннель – кратчайший путь из Первомайского района в Первореченский. Если не отменят электричку! Именно в долине Первой речки (в Снеговой пади) был построен первый в городе большой холодильник-рефрежиратор, оснащенный по последнему слову тогдашней техники. Машины для него были изготовлены в Германии фирмой Гумбольдт, они прослужили около 80 лет. Холодильник предназначался он для хранения продуктов владивостокского гарнизона и принадлежал военному ведомству. Он и поныне «в строю» и в 1914 году отметит свое столетие. Послереволюционный периодВ облике современного Первореченского района можно встретить фрагменты разных периодов развития города. В районе Корейской слободы ещё живы одно-двухэтажные мещанские дома. На горе Встречной за нынешним Мединститутом и в районе ДКЖД встречаются краснокирпичные казармы Владивостокского гарнизона. Но в целом, надо признать, облик района как он есть сейчас, является итогом последних 50 лет истории. То, что сегодня объединено в Первореченский район, на старой карте города делилось на слободки и районы с просторечными названиями типа Капустных полей в районе нынешней остановки «проспект Столетия». Обратные от Золотого рога склоны Алексеевского хребта носили название Рабочей слободы. Побережье в районе станции Первая речка – Корейской. Соседние с ней склоны именовались Куперовой падью. В этом районе ещё по дореволюционным планам застройки города формировалась промышленная зона со специализацией по производству строительных материалов. Хотя кроме кирпичных заводов, каменоломен и лесопилок на Первой речке с успехом работали винокуренные, папиросные, пивоваренные и керосиновые заводы. Там же формировалась главная сортировочная станция города с локомотивным и вагонным депо. Долина Первой речки, берущая начало в районе Дальхимпрома вплоть до впадения её в Амурский залив, традиционно была отписана Военному ведомству, которое, пользуясь защищённостью этих земель сопками, строила на них объекты своей инфраструктуры, такие как провиантские склады и мясохолодильник. С тех же времен сохранило свое название и Военное шоссе. Одно время даже предполагалось построить дамбу на Первой речке, дабы создать водохранилище с двумя предназначениями: снабжение города питьевой водой и защита в случае высадки вражеского десанта в районе нынешнего Моргородка. В случае войны дамбу можно было взорвать, затопив долину и, тем самым, осложняя врагу попадание в город. Наступление Советского периода в истории страны отразилось сперва на Первой речке несущественно. До 30-х ещё продолжали, хоть и лишившись прежних хозяев, существовать старые предприятия. А на склонах продолжал расти частный сектор, поощряемый властями, как удобный способ решить жилищную проблему горожан. Керосиновые склады братьев Нобель превратились во Владивостокскую нефтебазу - главный нефтяной резерв города. Инфраструктура бывшей Владивостокской крепости перешла в распоряжение Народного комиссариата обороны. Хотя в целом район продолжал жить привычной окраинной жизнью. Перемены наступили в 30-х. И внешние и внутренние. В самый разгул сталинских репрессий на территории старого плаца (улица Русская) и Капустных полей (Столетие) были построена часть инфраструктуры ГУЛАГА, до сих пор сохранившая среди горожан название «Пересыльные лагеря». За официальными аббревиатурами и километрами колючей проволоки скрывалась простая и циничная реальность. Во Владивосток по железной дороге поступали десятки тысяч осужденных «врагов народа», приговорённых к отбыванию долгих сроков на Колыме. Здесь они фильтровались специальным образом и отправлялись в трюмах пароходов на Север. Поскольку условия содержания и общее физическое состояние заключенных было плохим, то многие умирали (сколько? Уже никогда не будет известно). Их хоронили в общих могилах где-то среди бараков. В одной из них покоится и Осип Эмильевич Мандельштам, один из величайших российских поэтов, скончавшийся от паралича сердца (дошедшая до нас версия) в конце 30-х годов. Эта страница истории района, пожалуй, самая трагическая, как впрочем и в истории всей страны. И говорить о ней часто не принято. Хотя грустные свидетельства тех дней сами напоминают о себе всякий раз, когда в том районе начинается большая стройка. В те годы изменилось и население Первая речки. Перед самой войной на высоком правительственном уровне было принято решение о выселении всех инородцев из Владивостока. Тогда исчезли китайцы из Китайского квартала и корейцы с Корейской слободы. Из военных будней наиболее примечательная первореченская история связана с лётчиком-камикадзе поручиком Исихара, который в августе 1945-го получил приказ спикировать на Владивостокскую нефтебазу. Матросы стоявшего на заправке танкера вовремя увидели самолёт и успели сбить его из установленной на судне зенитки. Обломки фюзеляжа японского самолёта по сию пору хранятся в музее Тихоокеанского флота. Послевоенная Первая речка вплоть до Генерального плана 1960-го года (Большой Владивосток) жила, как и остальные районы, в прежнем облике и похожими темпами. 1960-й год стал годом коренной смены облика районов, когда на месте частной застройки в районах слободок начали возводиться привычные нашему сегодняшнему глазу жилые кварталы. Проспект 100-летия Владивостока, кварталы на Хабаровской, Амурской, Моргородке - это все итог масштабного жилищного строительства, предусмотренного «хрущёвским» планом развития Владивостока. По сегодняшним меркам они вполне обычные, критерии элитности жилья изменились до неузнаваемости, но нужно обязательно помнить, что целые участки Первореченского района являются памятниками советского градостроительства. Застройка Корейской слободы, например, была удостоена премии Совета Министров СССР. Самым долгожданным, но, к сожалению, пока не сбывшимся, градостроительным планом на Первой речке является перенос оттуда Нефтебазы. На её месте ещё в 60-х годах 20 столетия планировалось высадить большой зелёный массив. Сегодня Первореченский район давно уже не является окраиной. А некоторые его участки, близкие к главным магистралям, традиционно приписываются горожанами к центру Владивостока. В районе находятся некоторые титульные для города ВУЗы, например, Тихоокеанский высший военно-морской институт имени адмирала Макарова или Владивостокский медицинский университет. На месте когда-то районных очагов культуры работают общегородские общественно-культурные центры, например, Дом культуры железнодорожников (в народе Железка) или киноцентр NewWave Cinema на месте известного всему советскому Владивостоку стерео-кинотеатра «Москва». В самые автомобильные 1990-е годы долина Первой речки в районах улицы Камской превратилась в район автомастерских и автомагазинов, под которые пригодились пространства старых военных и промышленных предприятий. Если посмотреть внимательно, то через всю историю района прошли и сохранились как актуальные, пожалуй, только три хозяйственно-экономических составляющих. Первая речка – по-прежнему главная сортировочная железнодорожная станция города. На берегу моря по-прежнему работает Нефтебаза. А в глубине горы Холодильник по сию пору хранит стратегический запас продуктов холодильный склад Тихоокеанского флота. Всё остальное изменилось согласно времени. И будет продолжать меняться. На то она и история, чтобы не стоять на месте.
|
|
|